:

Гали-Дана Зингер: МОРАЛИТЕ

In :5 on 25.05.2020 at 12:06

ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ, КАМНЕЙ и ВОДЫ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Перспективное рисование
Пейзажная лирика
Лампа
Никта
Чернило
Парта
Дуры
Школьная драма
Добродетель
Законы жанра

 

ПРОЛОГ

Чернило. Возникновение Пролога покрыто тайной. Известно только то, что два создателя языка разрабатывали в начале 70-х гг. сходные идеи и даже в течение одного лета работали вместе. В результате были сформулированы основные положения логического программирования и вычислительная модель, описан и реализован первый язык логического программирования Пролог.
С этого момента произошел быстрый переход Пролога от юности к зрелости. Зрелость языка означает, что он больше не является доопределяемой и уточняемой научной концепцией, а становится реальным объектом со всеми присущими ему Пороками и Добродетелями.
Учитывая обычный жизненный цикл языков программирования, можно ожидать, что следующие несколько лет покажут, имеют указанные качества ценность лишь в учебных аудиториях или они окажутся полезными в иных областях, где за решение задач платят деньги.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОЛОГ

Парта. Дриада, дурочка, дитя,
Куда ты? В дортуар? В дорогу!
Что клятвы верности, ей-Богу,
Мы будем плакать не шутя,

Мы будем детские обиды
Перебирать и губы дуть,
Чтоб ветер, тронут нашим видом,
Уткнулся нам в древесну грудь.

Простится ветреность, измена.
Неверность – разве это грех?
Скорее разгрызи орех,
Нас дрожки ждут и Мельпомена

И певчие – щегол и дрозд.
И, щелкая в пути орехи,
Со скорлупой и веткой роз
Мы бросим мелкие огрехи.

Кружатся в небе промокашки,
Исписанные впопыхах,
В чернильных кляксах и стихах,
Средь них «Прогулки вертопрашки».

Что карусельную лошадку
Кентавра в дрожки запряжем –
Три круга нам без пересадки –
Вооружимся куражом.

Директор крадется как тать.
Шумит большая перемена.
С благословенья Демосфена
Мы будем камешки катать.

Перспективное рисование. В одной книге читало я: «Деревья в значительной мере больше, чем автомобили, имеют бесконечное разнообразие форм и размеров. Аналогично автомобилям, они используются в перспективном рисовании по многим причинам, одной из которых является то, что одно дерево или целая группа деревьев всегда произрастает на строительной площадке перед зданием или позади него. В таком случае легко определить их вид и размеры и нарисовать их «с натуры». Однако бывают случаи, когда необходимо упростить или стилизовать рисунки деревьев в угоду воображаемой перспективе, с учетом используемого материала или манеры иллюстратора. Постепенно приобретая практический опыт изображения деревьев, иллюстратор может выработать свой собственный стиль и научиться использовать деревья для улучшения выразительности перспективных рисунков.
Чернило. Деревья игры подобны графу пространства состояний.
Пейзажная лирика. Как древо боли прорастает плачем,
Как ствол времен, но нет – совсем иначе –
Исходит ствол словесный смертью скорой,
Как ствол скорбей, но тише – без укора.
Дубовых крон – древесный шелест слова –
Что названо и времени неравно –
Не боли скарб, но парность рифм недавних,
Но жженой умбры сушь в листве неновой.
Дуры. Знаем, знаем! Это – стихотворение. Мы его проходили.
Школьная драма. А теперь, медам, сделайте разбор данного тэкста и объясните, почему это стихотворение плохое эст.
Перспективное рисование. Среди существующих способов рисования деревьев самое важное, чего никогда нельзя забывать, – это то, что любое дерево произрастает из земли.
Как правило, самая толстая часть ствола дерева расположена у основания там, где оно соприкасается с землей, а самыми тонкими частями являются маленькие прутики на концах ветвей.
На примере деревьев мы видим, как это ветвление начинается от несущей основы ствола и расширяется далее к ветвям и побегам. Природа следует собственным законам роста и разветвления растений, но с большей свободой, нежели это хотел показать художник на своей схеме. Ведь, как и все живое, деревья тоже испытывают на себе воздействие окружающих природных факторов.
Действительно, в природе немало того, что выражает смерть, увядание и навевает на нас грустные настроения.
Так, колючки кустарника вызывают в нас неприязнь, вид треснувшей коры нередко заставляет испытывать боль умирающего дерева, а вырванный из земли корень наводит на мысли о бренности всего живого.
Но, несмотря на это, мы всё же постоянно находим прекрасное, гармоничное и разумное в любом проявлении окружающего нас мира, пусть даже таинственного, неотъемлемой частью которого являемся и мы вместе со всеми другими живыми существами.
Школьная драма. Кто это дицет? Прошу не подсказывать. Пунктум.
Чернило. Деревья игры часто оказываются слишком большими для ведения поиска.
Школьная драма. Выше деревья растут, если их подрезать дилигентер.
Чернило. Дерево поиска цели G относительно программы Р называется конечно безуспешным, если в дереве нет успешных вершин и нет бесконечных корней.
Пейзажная лирика. Не тень от дерева вползает по стене.
Не оклики дождя расплющены в окне,
Но дождь отмеренный из отзвуков и дней,
Не тень от дерева, но – дерево теней.
Перспективное рисование. Тень от дерева могла бы распространиться далее по земле, если бы не наткнулась на препятствие в виде дома, который принял ее на себя от линии пересечения между землей и стеной, и тень поползла по фасаду вверх.
Школьная драма. Силенциум, силенциум, силенциум.

Парта тянет руку.

Школьная драма. Силенциум же, дикси.

Парта изо всех сил тянет руку.

Школьная драма. Ну что тебе? Деос!
Парта. Чернило!
Школьная драма. Центум раз дикси вам, дети, ответствуйте полным ответом.
Парта. Из склянки пролито зеленое чернило,
день падает из рук и ночь, часы и зонт.
Свыкаясь с празеленью там, где горизонт,
звезда собачья угол уронила
для сонных ос.
Пейзажная лирика. Не бойся, не умрут
заспавшиеся осы. Только снилось,
что в склянке плещется зеленое чернило
и именем чужим зовется – изумруд.
Школьная драма. Ваде ретро из класса. Да, вы, вы. И вы. А вы – в угол.

Парта и Чернило выходят из класса. Парта плачет, Чернило хлопает дверью. Пейзажная лирика в углу.

Перспективное рисование. Солнечный свет также непостоянен из-за вращения земли. Так в течение дня меняется угол падения солнечных лучей, а следовательно, меняются и тени, отбрасываемые всеми освещенными солнцем предметами. В качестве простейшего примера можно проследить за ходом теней от зонтов на пляже.
Чернило (заглядывает в класс). Если телу сообщить начальную скорость V под углом к горизонту (– π/2 < a < π/2 рад.), то его движение будет криволинейным. При условии h<<R3, где h – расстояние тела от поверхности земли, а R3 – радиус Земли в данной точке, и без учета сопротивления воздуха можно считать, что траекторией является парабола, лежащая, например, в плоскости x0у. Движение будет равнопеременным. Ускорение тела постоянно и в любой момент времени равно ускорению свободного падения g.
Пейзажная лирика. Как можно тень оставить, уходя,
Всего лишь тень, не промедленье ночи,
Чей обморок жеманен и непрочен –
Всего лишь тень с побегами дождя?
Школьная драма (надрываясь). Си-лен-ци-ум!
Перспективное рисование. Чем ближе к носу круглый глаз,
Тем взгляды делаются глуше,
Выныривая из стены.
Какое белое лицо и оттопыренные уши
У затворенной тишины.
Дуры (хором). Ой, мамочки, боюсь!
Никта. Как невнятен, огромен и синь был испуг прошлой ночи –
Только ляжет – и вскочит, присядет – и вскочит, и вскочит.
Только за угол хочет свернуть, как наткнется на камень,
И незрячими шарит и шарит сквозными руками.
Дуры (хором). Ой, мамочки, страшно!
Пейзажная лирика. И комната – в дожде, и улица – вся в лужах
откроют в окнах сад и водомет в саду,
восставят зеркала из луж, и в их ряду
меж ртутных капель отразится ужас
листвы воды листвы воды воды.
Дуры (хором). Монструм хоррендум, информе, ингенс.
Школьная драма. Слушайтесь, девочки, свою альма матер, и все будет пульхра и бене.
Никта. Когда же обруч запустила ночь,
По водосточным желобам скатились
Беспутницы рассветного бессилья –
Желанье с Жалобой – кто мог бы им помочь?
Перспективное рисование. Скорлупка гипса, руина ночи
доспехи пепла и панцырь мухи,
воитель ночи и между прочим
кольцо семерки и бритва в ухе
блистают.
Это – страж, это – отрок, это – осень,
не правда ли,
какой академический набросок?
Школьная драма. Можете вы довести всё ад абсурдум.
Нет уж патьенции больше. Вам всё бы о мальчиках думать.
Дуры. Кастис омния каста.
Никта. В монастыре для птиц из синих глин
И страхов пустотелых в устремленьях
Ветвей и ливней, в сомкнутых коленях
Урании отныне отрок Лин,
Лазури преданный, как умерщвленный звук
Отныне предан колыбельной птичьей,
В разноголосице молчания различий
Не сохранит небес гончарный круг.
Чернило (заглядывает в класс). Ввиду порочного круга дерево поиска обязательно содержит бесконечную ветвь.
Школьная драма. Диес ирэ настал! Я пошла ад директрум.
Дуры (хором). Эвоэ!
Лампа. Дайте мне сказать! Дайте сказать!
Перспективное рисование. Среди искусственных источников можно назвать электрический свет, свет свечи и керосиновой лампы и т.д.
Естественный свет приходит к нам от очень удаленного источника, в то время как источники искусственного света расположены поблизости, и мы можем регулировать соответствующим образом их светосилу, направление и продолжительность действия.
Парта (осторожно заглядывает в класс). Дайте лампе сказать!
Лампа (раскачиваясь на носках). Я хочу прочитать стихотворение «Ликиф».

ЛИКИФ

Скрыть и не пытался выгиб птичий
жест менады, зрением плодов
приземленный, грубое двуличье
влажных глин, аттических ладов.
Что тогда прельщенный и невещий
эвоэ отверстый рот,
если слово – только оборот
чрез плечо, предлог не быть для вещи?

Никта подходит к доске и берет указку.

Никта. Ночь и ее социальная структура.
Вероятно, бесклассовая ночь.
Каждый в ночи является ею. Ключ ночи,
который является ночью, бесшумно входит в замок,
который автоматически становится ночью.
Бесшумно взлетают тригонометрические фигуры,
громко хлопая крыльями, как куры
в турах
автоматического вальса, перья и пух,
между прочим,
тоже ночи в ночи. Арматура
сновидения скована крахмалом. Ключи
к пониманию всякой двери молчат, но молчат вслух.
Если молчание внятно, как ночь,
значит, она тирания.
NB следовательно,
порождает вторую культуру.
Лампа. Ты только о себе да о себе. Для тебя никто не существует. Я тоже могу кое-что о тебе сказать.
Во-первых: бутылка ночи окружила сад,
где в синеве еще гнездится зелень,
в предел стекла вмещаясь еле-еле,
шуршит фонарь. Крадется виноград.
Во-вторых: ночь, созревая в гроздьях и стекле,
обронит комнату до растворенья сада.
Продленный свет, не выхватив дриаду,
очертит руки в листьях на столе.
В-третьих: неканоническая тьма
зрачками гипса отторгает
сравнения, когда другая
прибегнуть к ним спешит сама.
Парта. А в-четвертых: приняв их непомерный гнет,
она под окнами поникла,
кроме ночного мотоцикла
никто ее не обогнет. Ой!
Дуры. Атас!

Дверь открывается, входят Добродетель и Законы жанра. Из-за их спин выглядывает Школьная драма. Парта и Лампа бросаются по местам.

Законы жанра. Ну-ка, что тут у вас происходит. Отвечайте… вот вы, светленькая, как вас…
Лампа. Лампа.
Законы жанра. Я не спрашиваю, как вас зовут, я хочу знать, что тут у вас происходит.
Лампа. Моя любовь до странности проста –
Люблю в вещах ночные их значенья,
Неведомы мне ваши огорченья,
Когда они лежат не на местах.
Все начинается с фонарного черченья
Лучом по полу. Тут считай до ста
Иль не считай, как хочешь. Только бденье
Уже ты не нарушишь. А устав,
Хоть плачь, зовя Морфея, сновиденья
Не явятся – у них таков устав.
Законы жанра. Те-те-те… у вас должен быть один устав –  законы жанра (бьет себя в грудь). И вы должны их знать на зубок.
Дуры (хором). Школьная драма, драматическое произведение и театральное действо, возникшее в средние века в Западной Европе как средство изучения латинского языка и воспитания. Развитая школьная драма придерживалась принципов единства места, времени, действия; состояла из пролога, изложения фабулы и эпилога. Имела характер мистерии, миракля, моралите или представала в форме пьесы на исторические и мифологические сюжеты. Действующими лицами выступали соответственно библейские, исторические, а также аллегорические персонажи.
Перспективное рисование. Приходилось ли вам наблюдать небо в час заката, когда солнце едва успело скрыться за горной вершиной? На высветленном небе отчетливо выделяются, словно вырезанные из черной бумаги, очертания гор, напоминая чем-то задник театральных декораций и создавая впечатление контраста, вызывающее наше восхищение.

ЭПИЛОГ

Перспективное рисование. Рисунок – самый непосредственный вид искусства, выражающий первоначальный замысел художника, воспроизводящий первую форму того, что он внутренне почувствовал и увидел. Техника рисунка углем высоко ценилась старинными мастерами, ею широко пользуются и современные художники. Для рисунка используется уголь различных сортов, от наиболее твердых древесных пород до самых мягких ценных пород ореха, подвергшихся обжигу. Этот неприхотливый материал позволяет рисовать свободно, размашистым штрихом, особенно на крупных листах бумаги с несколько шероховатой поверхностью. Набросок углем без особого труда стирается тряпкой. Рисунок, выполненный мягким бархатистым углем из обожженных прутиков ореха, можно слегка размазать пальцем для получения соответствующих теней. Легкий штрих углем придает рисунку воздушность и прозрачность.
Работа с углем требует сноровки и умения правильно сочетать светлые и темные участки, иначе можно так «перечернить» работу, что это приведет к плачевным результатам.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЭПИЛОГ

Добродетель.
Блистательной латынью сыплет лес,
В Святой Империи разор и беспорядок,
Что делать мне меж дуры и дриады
Среди чужих словес?

Я – Милосердье или Чистота,
Хороший вкус иль Небрежение к нарядам,
Вокруг меня – пороков мириады,
Не эта и не та,

И Скромность, и Умеренность – годна
Я Любомудрием служить и Любострастьем,
Смиреньем в щастии,
Покорностью в напастях,
На всё про всё одна.
Вы здесь услышали, как Ночь сменяет День,
Здесь Благоглупость вам
представлена с Блаженством,
И, в общем, явлена вам Добродетель Женска
И разна Дребедень.

Плоды примите праздного труда,
Читатель, слушатель
и зритель утомленный,
По мере сил примите благосклонно,
Избавьте от суда.

Меня привел сюда один устав –
Единство действия и времени и места,
Законам жанра повинуясь с детства,
Смыкаю я уста.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

М.К.Претте, А.Канальдо. Творчество и выражение. – М.: Советский художник, 1985. – Т.2.
Л.Стерлинг, Э.Шапиро. Искусство программирования на языке Пролог. – М.: Мир, 1990.
Б.М.Яворский, Ю.А.Селезнев. Справочное руководство по физике. – М.: Наука, 1989.
И еще одна книга, чье название автор забыл.



















Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s