-
ЧИТАТЬ – ЭТО ПОЛЕЗНО!
(роман в двух томах)
-
Том Первый.
Работник купил сумку. Кожаную, на ремне. Дорогую. Домашний питомец – не сумка. Сослуживцы обратили внимание. Событие в жизни всё-таки. Шутка ли сказать, купил человек сумку! Жизнь засверкала изумрудными гранями. Это вам не на бар-мицву сходить и 250 шекелей за это выложить. Типа, штраф, ха-ха-ха… Тут – духовность, близость к начальству, декларация намерений. Не каждый встречный-поперечный с такими дорогими сумками ходит. Стоят, значит, на все лады обсуждают. Да, да, вот смотри тут – кармашек, а тут вот – отделение, а это ремешок. Делают лица, сумка им всем определённо нравится. Хозяин сумки явно доволен своей расторопной и впечатляющей покупкой, собеседники практически прикоснулись к высокому. Обсудили, потом пару долгих секунд помолчали, как вдруг обладатель обновы, вспомнил об одном важном отделении сумки, о котором забыл рассказать. Смотри, говорит, а вот в этот наружный карманчик я кладу книгу и читаю по дороге на работу в автобусе.
Тут надо заметить, товарищи, что обладатель книги… или сумки… что уже совсем неважно – приезжий из солнечного и плодородного Баку, где чтение Чингиза Абдуллаева есть сакральная семейная обязанность. Ибо нет в этой Land Of Fire человека, которому этот мастеровитый автор не приходился бы родственником или хотя бы знакомым двоюродной сестры, с которым она встречалась на свадьбе у Тофика. Загадочный и волнующий мир шпионов, оперов, сыщиков, следователей, чёрных тонированных БМВ. Как увлечёшься, как погрузишься, так и остановку свою пропустишь и на работу опоздаешь с такими-то страстями.
Приятели вновь оживились, стали трогать, головами крутить. Социальная реклама в банках, по телевизору, в передачах про «все вокруг жулики» агитировала за чтение, за книги, будила непонятные эмоции, вызывала желание потреблять меньше калорий, бросить курить и начать новую жизнь. Упоминание о книгах открывало новые миры и расширяло горизонты. Что-то бурлило и клокотало внутри, обладатель сумки с наружным карманчиком для книги казался пришельцем из высоких сфер. Люди качали головами и прищёлкивали языками. В конце концов, кто-то нашёлся. ספר זה טוב, сказал он, לקרוא זה בריא.
* Читать полезно. Книга – это хорошо
-
Том Второй.
Никакого пророка Моисея не было. Никого никуда он не водил и никто там не умирал. Какие-то семь десять? египетских казней, отпусти народ мой, море расступилось… Ничего подобного. Януш Корчак – вот настоящий еврейский подарок. Перламутровые бусы и янтарная брошь. Национальное самосознание, дети-сироты, Треблинка, цитаты, писания и очки. Моисей молчал, из него ничего не выписать и на стенку не приклеить. А Корчак создавал афоризмы, любил детей и пошёл за ними на смерть. История, которую следовало бы выдумать. Духовная ценность, прозрачный лёгкий взгляд и вечный глобальный оптимизм. Готовые хрестоматии, доклады и пособия министерства образования. Людоеды улыбаются.
?מה נשמע
?מה קורה
?מה עניינים
?מה שלומך
** Что слышно? Что происходит? Как дела? Как поживаешь?
И разошлись. Поговорили. Нет времени, ответов никто не ждёт. Они никому не нужны потому что. Они уже давно есть. Их придумали крематории Треблинки, их придумал Януш Корчак. В этом месте надо погрустить, здесь остановиться, прикоснуться и припасть. Всё уже придумано до нас.
?מה הבאתם לאכול
*** Что вы принесли поесть?
Самым главным действующим лицом в школе стал аппарат для приготовления кофе. Стены с наклеенными на них цитатами – главный антураж и декорации. Всё на них можно найти. Сгоревший в Треблинке, по чистому совпадению, писал обо всём и завещал всё. Был ли он евреем, не был ли он евреем – это вопрос, это круглый стол и мнения. Ежели не был – тогда герой и мученик, ежели был… тогда, ну что с него взять, всё равно туда попал бы…
«אין לתת לילד מורה האוהב את הספר ואינו אוהב את האדם»
**** «Не следует давать ребенку учителя, любящего книгу, но не любящего ребенка» (Януш Корчак)
И ничто теперь не отвлекает от постоянной борьбы за повышение заработной платы. Потому что главное – любить людей, а не пыльные страницы скучных книжек. А пыль – это антисанитария. Лучше – бегом от инфаркта и трава на обед, а то страдания убиенной рыбы передадутся вам вместе с её мясом.
-
СЛУЧАЙ В ПРОВИНЦИИ
получить лопатой в лицо
огромным тяжёлым листом
огненного железа
получить ручкой от колодца
по переносице
чугунной сумасшедшей палкой
толщиной в два пальца
тянется шумное ведро
к центру Земли
крутится и смеётся.
увидеть как
закипели красным цветом
омуты
под тоннами моста
почувствовать как
липким залило глаза
обожгло лицо
сбилось дыхание
планеты
исчезли облака.
это не я
гулко и бездонно
откликнулся каземат
не я
сказало
пустое окно
не я
засуетилась плесень
на затоптанных ступенях вниз
земля тяжело молчала
с набитым ртом
вздыхала
пыхтела и сопела
хотела
прожевать
проглотить
включить радио
внутри
плечистые люди
прямо в кабинете
задержали
директора и главного инженера
местного химкомбината
купюры были меченые
и в реку вылилось
несколько тонн
отходов
красных чернил
красной гуаши
крови просто
больше нет
кончилась
масляная краска
долго сохнет
слипается на веках
почистить зубы
битым стеклом
пустых окон
когда
хочется мистики и сенсаций.