В качестве уроженца города, где (Царское село и прочая) развалины строились, я к ним отношусь с пониманием и любовью. Более того, одна из самых глубоких, известных мне мыслей принадлежит архитектору, чье имя я, увы, позабыл, и заключается она в том, что «когда я проектирую здание, меня больше всего заботит, получится ли из него хорошая развалина». А то, что имя этого достойного человека я позабыл, свидетельствует, что и сам я к статусу развалины приближаюсь, но не уверен, что величественной.
Иерусалим, решусь на ересь, городишко, в архитектурном плане не то, что с Римом, Прагой, да чего уж там, с Ассизи, или безвестной Амандолой, рядом стоять не может. Ну, да — Старый город… парочка ансамблей, вроде ул. Пророков, ладно еще, а в остальном — печальное зрелище, могущее способствовать воспарению душ экзальтированных и пылких, которым без разницы торфом, березой или углем питается огонь, воспламеняющий их. Так, что ежели снести ул. Яффо, или Бен Иегуду, просвещенное человечество, скорее выиграет, нежели потеряет. Другое дело, что на их месте построят дерьмо, вроде зданий муниципалитета на пл. Сафры. Ну, а дальше, весьма соблазнительно пуститься в рассуждения о символичности разгрома до пыли, или, в крайнем случае, камней, Иерусалима земного, о чуждости духа Яфета сынам Сима и пр. Кстати, центр Западного Иерусалима ну никакого отношения не имеет к месту, о котором говорится «В следующем году в отстроенном Иерусалиме!» *
* Согласно многочисленным библейским, талмудическим и раввинистическим источникам площадь Иерусалима «конца времён» во много раз превзойдёт площадь древнего города. (Прим. редакторов)